10 міфів про наркоз

Наркозу бояться часто більше, ніж саму операцію. Про нього складено стільки міфів, що обійти їх увагою не можна. Особливо багато хвилювань викликає необхідність використання наркозу, якщо мова йде про вікові пацієнтах, і про щенят.

Давайте розбиратися: де правда, а де казка.

Вреден ли наркоз?
Не полезен. Но он необходим для операции вашему любимцу. При соблюдении всех правил и условий, анестезиолог сведет возможное негативное влияние анестезии на организм вашего любимца к минимуму, и обеспечит ему комфортный сон во время операции, комфортное пробуждение и отличное самочувствие после операции.

Животное может очнуться в самый разгар операции?
Эту тему с замиранием сердца обсуждают тревожные хозяева. В принципе анестезиолог может разбудить больного специально, но он никогда этого не сделает. У него другая задача. А самому пациенту проснуться досрочно не под силу.

От наркоза может нарушиться психика животного?
Специальные тесты показывают, что память, внимание после любой общей анестезии снижаются. Этот эффект длится от двух недель до нескольких месяцев, но уловить снижение под силу только специалисту, настолько эти нарушения минимальны.

Каждый наркоз уносит несколько лет жизни?
Некоторые животные уже до года получают по 2-е и более анестезий. Сейчас это взрослые полноценные животные. Считайте сами.

Расплачивается ли организм за анестезию потом всю жизнь?
Как любая лекарственная терапия, наркоз действует определенный промежуток времени. Длительных последствий нет.

С каждой новой операцией придется применять все большую дозу наркоза?
Нет. При тяжелых травмах или онкологиях некоторым пациентам делают анестезию до 3-4 раз на протяжении 2–3 месяцев. И доза не увеличивается.

При наркозе можно заснуть и не проснуться?
Нет. Современные препараты таких ситуаций не допускают, все больные просыпались.

Может ли от наркоза  животное стать наркозависимым?
Нет. За 20 лет работы я не видел  наркозависимых животных.

После анестезии животное еще долго будет заторможенным?
Нет. В США 70% операций проводятся в стационаре одного дня (утром больной приезжает на операцию, днем уезжает домой). На следующий день  животное живет своей полноценной жизнью.

После анестезии животное может впасть в кратковременное буйство?
Возможно, но это индивидуальная реакция, которая при современной анестезии встречается крайне редко. Когда-то, лет 30 назад, когда еще применялся эфирный наркоз, возбуждение было нормальной реакцией, как на вхождение в наркоз, так и на выход из него.

Формально хозяева животных имеют полное право принимать участие в выборе анестезии. Но реально, если они не специалисты, этим правом воспользоваться им трудно. Приходится доверять клинике. Хотя понимать, что врачи вам предлагают, все-таки нелишне.

Если говорить о животных, то сегодня считается нормой (в Украине– в теории части, в Европе и в США – на практике), когда любое оперативное вмешательство должно проводиться под общей анестезией. Анестезия состоит из трех составляющих. Первая – наркоз или сон. На Западе говорят «гипнотический компонент». Животное не должно чувствовать  боль операции. Оно должен находиться в состоянии глубокого медикаментозного сна.

Следующий компонент – аналгезия, то есть собственно обезболивание.

Иногда требуется дополнительный третий компонент современной анестезии – миоплегия, расслабление всех мышц во время «больших» операций на легких, органах брюшной полости, на кишечнике… Но так как при этом расслабляется и дыхательная мускулатура, больному приходится делать искусственное дыхание. Вопреки досужим страхам, искусственное дыхание во время операции не вред, а благо, поскольку позволяет и анестезию дозировать более точно, и избежать многих осложнений.

И тут уместно рассказать о видах современной анестезии.

Укол или маска?
Если требуется расслабить мышцы, приходится делать искусственное дыхание. А при искусственном дыхании наркоз разумно подавать в легкие в виде газа, либо через эндотрахеальную трубку, либо через маску. Масочный наркоз требует от анестезиолога большего искусства, большего опыта, а эндотрахеальный позволяет более точно дозировать препарат и лучше прогнозировать реакцию организма.

Можно провести внутривенную анестезию. Американская школа настаивает на ингаляционной анестезии, европейская, в том числе и украинская, – на внутривенной анестезии.

Выбор анестетика – прерогатива врача. Хотя бы потому, что современный анестезиолог во время операции использует как минимум до десятка препаратов. И каждый препарат имеет несколько аналогов. Но приносить свои ампулы врачу не надо. Закон это запрещает.

 

Подготовлено: Собственник «VET.UA», практикующий ветврач  П.В. Люлько

P.S. Помогая животным – мы делаем наш мир лучше #VETUA